Когда смартфон стоит 14 990 рублей, а не 15 000 рублей, человеку проще решиться на покупку. Телефон иррационально кажется дешевле. Это одна из старых нейромаркетинговых уловок.
Что такое нейромаркетинг?
Нейромаркетинг — это область знаний о том, как мозг людей реагирует на рекламу. При исследованиях мониторят физические и нейронные сигналы — например, движения глаз или реакции мозга. Нейромаркетинг помогает прогнозировать, какие решения будут принимать потребители. Ещё нейромаркетинг используют для манипулирования поведением потребителей.
Мы часто исследуем нейронные и физиологические сигналы, чтобы понимать, почему потребители предпочитают тот или иной продукт и как они принимают решения перед покупкой. Также исследования используют, чтобы прогнозировать успех продаж продукта и эффективность маркетинговых кампаний.
В чём преимущества нейромаркетинга?
Глубокое понимание покупателей. С помощью нейромаркетинга можно изучить поведение человека детальнее, чем при традиционных маркетинговых исследованиях. Последние оценивают осознанное поведение потребителей — например, с помощью опросов и фокус-групп.
Нейромаркетинг использует данные, которые не поддаются количественной оценке, поэтому позволяет точно изучить поведение, предпочтения и интересы потребителей. Эта информация помогает понять, что чувствует человек и как он может отреагировать на коммуникацию или продукт.
Честная обратная связь. В контексте нейромаркетинга клиенты не могут лгать, поэтому собранные данные более надёжны. Если просто спросить человека, что он думает о чём-то, он может обмануть или неправильно выразить свои эмоции. С помощью нейромаркетинга получают объективные результаты, которых не может дать традиционное исследование удовлетворённости клиентов.
Подсознательные ответы. Нейромаркетинг позволяет раскрыть глубины подсознания и получить ответы, которых люди обычно не осознают.
Экономическая эффективность. Нейромаркетинг может снизить стоимость и повысить ценность маркетинговых исследований.
Комплексная стратегия. Нейромаркетинг используют в комплексе с традиционными методами для более целостного подхода к маркетинговым исследованиям.
Критика нейромаркетинга
Манипулятивность. Антимаркетинговые активисты вроде исполнительного директора US Right To Know Гэри Раскина предупреждают, что с помощью нейромаркетинга можно играть на страхах потребителей — манипулировать ими или стимулировать специфические нейронные реакции на триггеры.
Псевдонаучность. Нейромаркетинг часто отождествляют с псевдонаукой, считая, что он не подкреплён достоверными нейронаучными утверждениями. Например, профессор Пенсильванского университета Джозеф Туроу отрицает, что нейромаркетинг помогает получать информацию о мнении потребителей.
Нет новой информации. Критики утверждают, что нейромаркетинг использует науку для более сложного объяснения того, к чему можно было бы прийти с помощью интуиции. По их мнению, нейромаркетинг просто подтверждает то, что маркетологи уже знают о потребителях.
Заключение
Нейромаркетинг — малоизученная область, хоть интерес к ней и растёт. Это дорогая технология, которая всё ещё дорабатывается. По мере того как она будет развиваться и становиться более доступной, всё больше компаний будут использовать её.