
Продавцы и торговые сети, активно используют многообразные приемы по мотивации потребителей, чтобы они покупали больше товара.
Все приемы можно разделить на группы.
Первая группа связана с нейромаркетингом. Это воздействие на эмоциональную сферу людей.
Хороший пример: атмосфера праздника в торговом центре. Это украшения, яркие цвета, празднично оформленные витрины, располагающая музыка. Так формируется позитивное отношение к происходящему. Какие-то барьеры в тратах уступают праздничному настроению. Атмосфера работает на конечный результат - покупать.

Вторая группа - это акции и презентации.
У автомобильных дилеров это получило широкое распространение в виде "test-drivе", когда потенциальному покупателю предлагают прокатиться на новом автомобиле. Для компании - это ничего не стоит. А покупателя это может убедить купить товар.

Третья группа - все, что связано с организацией торгового пространства. То есть с "мерчендайзенгом".
Сама раскладка, пространственное расположение товаров, их оформление влияет на покупателя. Самый известный пример, вроде бы ушедшая с российского рынка компания "IKEA". Фактически покупателя программируют на обязательное прохождение всего огромного магазина путем организации определенного торгового маршрута.
При этом вас окружают профессионально оформленные витрины с мебелью, различной бытовой мелочью.Общий вывод - у торговых сетей, больших и маленьких накоплен богатый ассортимент методов влияния на покупателей.

Заключение
С другой стороны и сам покупатель в своей массе, стал более компетентный в процессе покупке, все эти приемы он уже достаточно раскусил, поэтому, импульсивные покупки, особенно по товарам длительного пользования - это скорее редкость, чем массовое явление. Торговые сети работают профессионально, но и покупатель становится умнее.